Село Богословка  
 

Основание Богословки связано с усиливавшимся переселенческим потоком крестьян на свободные земли Оренбургской губернии в послереформенные годы. В 1866 году в верховья реки Белгушки прибыли переселенцы из Самарской губернии. Это место привлекло новоселов благоприятными условиями, как для земледелия, так и для разведения домашнего скота. Окружающие горы привлекли ранними выпасами. Рядом находился большой лесной массив, обеспечивающий строительным материалом и дровами. Какая песня без баяна
Решив осесть на данном месте, самарцы - переселенцы основали деревню Богословку. Сначала они арендовали, а затем и купили землю у сунарчинских башкир. Новоселы располагали 1385-ю десятинами земли. Трудно осваивались новые целинные угодья, но труд крестьянский окупался неплохими урожаями.
Год за годом деревня разрасталась числом дворов и жителей за счёт вновь прибывших переселенцев и за счёт собственного прироста.
В конце XIX столетия и, особенно, в начале XX века в Богословке обозначилось резкое расслоение крестьян. Зажиточные хозяева, скупая по дешёвке у башкир землю, используя наёмную рабочую силу (батраков), стали выращивать большое количество товарного зерна, которое шло на сбыт через базары в селах Петровском, Чеботареве (Кувандыкский район), а также и в городе Оренбурге. В селе появились большие каменные дома под железной крышей, лавки с разными товарами. Сельская же беднота вынуждена была продавать свои участки земли и уходить на строительство железной дороги из Оренбурга на Орск или, переселившись в село Петровское, заняться ремесленными промыслами. Часть жителей превращалась в постоянных батраков.
Встреча у памятного знакаВ 1917 году в Богословке по данным переписи насчитывалось 206 дворов и 1075 душ населения. Время было трудное и тревожное. Продолжалась империалистическая война, одновременно складывалась революционная ситуация. Богословская беднота приветствовала свержение царизма в результате февральской революции. Одному из жителей села, сыну кузнеца - батраку Александру Емельяновичу Цибаеву (1894 - 1981) выпало на долю быть участником свержения царизма. Тогда он служил в Петрограде в лейб - гвардии Финляндском полку и вместе со своими товарищами солдатами в апреле 1917 года встречал В. И. Ленина, вернувшегося из-за границы, на Финляндском вокзале. Затем он находился на фронте под Луцком, где получил контузию, лечился в Киеве, а на поправку был отпущен домой.
В Оренбуржье шла гражданская война. Для борьбы с белоказаками атамана А. И. Дутова в сёлах губернии создавались партизанские и красногвардейские отряды. В марте 1918 года такой отряд возник и в Богословке. Руководил им Иван Павлович Сухарнов. В отряд входило 12 односельчан: Цибаев Александр Емельянович, Андриякин Василий Алексеевич (прибыл на жительство в Богословку в начале 1917 года из Тамбовской губернии), Филатов Сергей, Корнев Данил, Кошкин Павел, Постников Дмитрий, Калиничев Филипп, Распертов Семён, Сычев Федор, Анисимов Семён, Лыткин Кузьма, Мешков Терентий. Без дела отряд не сидел, охранял мирный труд и жизнь земляков. В конце апреля 1918 года в Богословку заявилась группа сторонников Дутова во главе с местным купцом Варгановым из села Петровского. Угрожая оружием, варгановцы пытались реквизировать хлеб и скот, но местные красногвардейцы выдворили их из села. А вскоре пожаловали казаки из станицы Воздвиженской во главе со своим атаманом Андроновым. Он также был отбит и отброшен к станции Саракташ.
В июне произошло объединение богословских красногвардейцев с отрядом Ивана Копанева из села Петровского. Теперь в отряде насчитывалось 70 человек. Вскоре отряд получил приказ выступить через станцию Кувандык на фронт. Богословцы оказались в партизанской армии прославленного героя гражданской войны, будущего маршала В. К. Блюхера, принимали участие в освобождении от белых Верхне-Уральска, Белорецка, Перми и Кунгура. Весной 1919 года они участвовали в боях на Самарском фронте, освобождали Уфу и Троицк.
В то время, как богословцы-партизаны давали отпор колчаковцам, казаки из Воздвиженки, заняв Богословку,издевались над семьями богословских партизан. Разграблен был дом Сергея Филатова, избиты нагайками семьи Александра Андриякина, Фрола Сухарнова, Александра Цибаева и других. Отца Дмитрия Сухарнова пытались расстрелять, но жители села не допустили этого.
Послеокончания гражданской войны в Богословке восстанавливается волость в составе Орского уезда и избирается волостной исполнительный комитет, а его председателем становится Иван Павлович Сухарнов, членами исполкома Л. Г. Харин, К. А. Игначков, В. Б. Кожевников. А. Е. Цибаев назначается старшим милиционером. Для поддержания порядка в волости и отпора вылазкам, орудовавших в окрестностях банд при волисполкоме создается группа бойцов под руководством А. Е. Цибаева. Три дня эта группа вела борьбу с бандой, засевшей в лесу у Бужана, (Башкирия) пока не разгромила её полностью. После цибаевцы принимали участие в ликвидации известной банды Охранюка.
Осенью 1919 года в Богословке во второй в районе после села Петровского создаётся ячейка РКП (б) из 7 человек. Председателем её избирается Сухарнов Фрол Иванович. В ячейку также входили Кожевников Василий и Цибаев Александр. Летом 1920 года создаётся комсомольская ячейка. Одной из первых комсомолок в селе стала Мария Сухарнова.
Партийная и комсомольская ячейки, ревком, а затем сельский Совет (председатель Е. Попов) вели в селе большую организационную и политическую работу, что позволило богословцам преодолеть тяжелые последствия упадка экономики села, вызванного годами двух войн и голода 1921 - 1922 годов. Уже в 1927 году крестьяне Богословки достигли в развитии своих хозяйств довоенного уровня.
В 1929 году жители Богословки создали колхоз под названием "Прогресс", первым его председателем избрали Александра Евдокимовича Цибаева. Через год в связи с избранием Цибаева председателем Каировского сельсовета, его сменил бывший красногвардеец коммунист Павел Корнев. Переход к коллективному хозяйствованию сопрягался с рядом трудностей. Это и отсутствие опыта, и сопротивление колхозному строю со стороны кулачества. По отношению к кулакам была проведена кампания раскулачивания, а к некоторым из них применены репрессивные меры. В числе репрессированных Е. И. Гайдуков, Ф. Г. Евсюков, Н. И. Жданов, Д. А. Калиничев, П. С. Немов. Все реабилитированы.
К середине 30-х годов колхоз добился хороших результатов в производстве зерна и продукции животноводства. Дружно трудились колхозники, получая натуральную и денежную оплату. В колхозе многие являлись ударниками труда и стахановцами: конюхи Дмитрий и Михаил Логачевы, комбайнер Филатов. Умело руководили производственными звеньями колхозники И. Калиничев, П. Горельский, К. Корнева, П. Новикова, а колхозом - председатель Пашевин.
О высоких темпах работы на уборке урожая в колхозе "Прогресс" рассказывал его председатель Т. Логачев в газете "Знамя колхоза" за 28 июля 1940 года. На 20 июля на площади 147 гектаров была убрана рожь, к 25 числу лобогрейками убрали 47 гектаров ячменя. На этот же день из массива в 460 гектаров было убрано 150 гектаров пшеницы. Остальное пшеничное поле предполагалось убрать за пять рабочих дней.
Уборку урожая в следующем году колхоз вел уже в условиях военного времени. Не хватало рабочих рук и машин. Многие мужчины ушли на фронт. В дни первой военной страды отличились ударной работой коммунист К. Юсов, комсомолец - избач Логачев, колхозники Н. Саблин, Н. Игначков и многие другие. Колхозный пчеловод Галаев Кузьма Андреевич был занесен в областную "Книгу почета" за 1942 год.
Всю войну в основном колхозную работу на своих плечах несли женщины, старики, подростки. А 54 жителя села сражались с фашистскими захватчиками. 46 из них не вернулись с полей сражений. Тяжелая участь выпала на долю Дмитрия Владимировича Гурова, 1896 года рождения. Попав в плен, он был замучен гитлеровцами в так называемом грос-лазарете шталага - лагеря для русских военнопленных № 301 в городе Славута (Украина) 26 июня 1943 года.
Неплохо шли дела в "Прогрессе" и в послевоенные годы при председателе Ф. П. Щеголеве. В колхозе трудились замечательные люди. Среди них тракторист П. Н. Барабанин, избиравшийся депутатом областного совета. В селе работали сельский Совет, почта, магазин, клуб, неполная средняя школа, развивалась художественная самодеятельность. Хозяйство колхоза шло на подъем. Но… вот появилась "теория" неперспективности сел.…Таким селом обрекли и Богословку. Колхозники стали переселяться в другие места. К осени 1987 года последние 15 дворов из Богословки были переселены в Каировку. На этом и закончилась 121-летняя история Богословки. А могла бы и сейчас продолжаться. И условия для этого были все.
В красивом зеленом наряде Богословка нравилась не только жителям, но и всем, кто в ней бывал. Её окружали горы, у околицы протекала река, вдоль улицы журчал арык, играя серебристыми струями. В палисадниках высвистывали соловьи.
Знаю, многие, покинувшие Богословку, тоскуют по ней…

В той степи, где звездно серебрится
на траве нетронутой роса,
выплывают из тумана лица,
слышатся родные голоса.

1896 год в истории Богословки ознаменовался двумя событиями. В деревне открылась начальная школа, для которой было общими силами построено отдельное деревянное здание и введён в эксплуатацию общественный амбар, построенный тоже своими заботами. Амбар предназначался для хранения зерна, выдаваемого крестьянам в виде помощи при неурожаях и голоде. Страховое зерно получали с общественного поля, засеваемого всеми вместе.
Прошло ещё десять лет, и снова в Богословке важное событие: в 1906 году с открытием церкви она стала селом. Церковь объединила 1153 взрослых прихожанина. Для содержания церкви и церковнослужителей из общих земельных угодий выделялось 96 десятин земли. Кроме того, служителям культа прихожане платили 200 рублей. Довольствовались церковники и содержанием казны.

 

Сайт Кривобок К. А.
 
Улицы села Петровского
 
Петровский детский дом
 
Музей "Истоки"
Hosted by uCoz