|
Основателем села Петровского был отставной поручик
Петр Дмитриевич Крашенинников, родословная которого прослеживается
от знаменитого русского ученого и путешественника, автора бессмертной
книги "Описание земли Камчатки...", сына солдата Преображенского
полка Степана Петровича Крашенинникова. Владения П. Д. Крашенинникова
наследовали его дети и внуки. Так от помещика Крашенинникова Петра
Алексеевича земля перешла по наследству сыну Алексею Алексеевичу,
уездному предводителю и кавалеру, создателю храма в селе Петровском.
Родился Алексей Алексеевич в 1794 году, умер в 1844 году. Сохранилась
его могильная плита у церкви. Из списка дворян землевладельцев Оренбургской
губернии за 1861 год известно, что наследниками Алексея Алексеевича
остались два его сына: Петр и Алексей. Петр Алексеевич служил попечителем
девятого попечительства башкирского войска и имел в собственности
148 десятин леса и 1282 десятины пахотной земли при селе Петровском.
У Петра Алексеевича было четверо детей: Мария, Александр, Пётр, Андрей.
Второй сын Алексей Алексеевич имел в собственности 1336 десятин земли
в районе села Петровского и служил уездным предводителем дворянства.
В дальнейшем, потомок Крашенинников Николай Алексеевич стал известным
писателем драматургом. Произведения Н. А. Крашенинникова "К земле
обетованной", "Невозвратное" посвящены неповторимым
петровским землям, некогда принадлежащим его семье. Родом Крашенинниковы
из Тамбовщины, отсюда и поселили они крестьян на берега небольшой
речки Ассель, на привольные башкирские земли
в 1780 году.
Первый обоз переселенцев прибыл на петров день (петровки), а поэтому
и село стали называть Петровским, но долгое время оно было известно
и как Крашенинниково.
Вокруг простирались плодородные земли, близко протекала река Большой
Ик, по берегам которой имелись хорошие луга и лесные угодия. В окрестностях
водилось достаточно всякой дичи. Сама природа способствовала экономическому
развитию села. Но было и еще одно обстоятельство, обеспечившее быстрое
становление села, - его расположение на границе Оренбургской и Уфимской
губерний. Уже вскоре после основания в селе начали собираться по воскресным
дням базары. С четверга по субботу на базар съезжались люди из различных
городов и селений. Добирались на лошадях и на верблюдах. Здесь было
20 торговых точек, три ряда магазинов, три базара: продовольственный,
конный и лесной. В продаже были мука, мясо, уголь, дёготь, крупный
рогатый скот. На базары привозили фрукты и пряности из Средней Азии,
рыбу с Аральского моря. Башкиры везли на базар жерди, доски, колеса,
телеги, сани, кули с древесными углями, кадушки, корчаги с медом,
сено...
А из-за Урала со степей Казахстана к селу подгонялись гурты скота,
отары овец, косяки лошадей. В селе было десять скотопромышленников,
которые, скупая скот, формировали гурты и отправляли в разные города
России. Периодически в Петровском проводились и ярмарки. Петровское
называли вторым Оренбургом.
Бурными, шумными были петровские торжища. Они-то и вызвали развитие
в селе различных ремесел. И Петровское по праву стало славиться своими
мастерами - жестянщиками, гончарами, шорниками, кожевниками, бондарями,
столярами и иных дел умельцами. Открывались в селе разные мастерские,
маслобойки, сыроварни и мыловарни. Здесь жили замечательные пивовары
и квасники. Хлебопеки выпекали чудо-калачи. Ну, и торгаши процветали...
Таким образом, Петровское стало крестьянско-ремесленно-купеческим
селом.
Граница с Башкирией проходила по нашему селу. И многие зажиточные
крестьяне скупали у башкир плодородные земли за бесценок, обменивая
на сахар, чай, бусы.
В 1866 году в селе числилось
119 дворов с проживанием в них 295 человек мужского пола и 337 женского.
Село было центром Петровской волости, в нем находилось волостное
правление, работало 9 кожзаводов. Поблизости находилась деревня
Ассель в 12 дворов, в которых проживало 30 мужчин и 34 женщины.
Хозяева села - помещики и купцы
- для "просвещения" сельчан еще в 1843 году позаботились
открыть церковь и лишь в 1884-м мужскую, а в 1885-м году женскую
церковные приходские школы.
И даже при таком отношении к просвещению надо отметить, что Петровское
во всей Оренбургской губернии было единственным культурным селом.
Культурные, с либерально-демократическими взглядами потомки основателя
села прививали местным крестьянам агрономические знания, открыли
народный дом с библиотекой-читальней. В 1895 году был создан хор
мальчиков из 150 человек. В1908 году открылась земская больница,
а в 1915-м частная гимназия, в которой могли учиться не только дети
местных помещиков, купцов и кулаков, но и дети крестьян. С конца
прошлого века существовал в селе народный театр, показавший жителям
села, а в базарные дни и приезжим пьесы русских и зарубежных драматургов.
Дом Крашенинниковых стоял на улице Козловка. Это был самый большой
дом в селе. К сожалению, он не сохранился. На этом месте разрослись
кусты сирени. Стоял здесь на бугре большой дом купца Варганова (бывший
детский сад) с большой каменной конюшней. Дом несколько раз перепродавали.
Не в те руки он попал! Сначала с трудом разрушили самую большую
в селе варгановскую каменную палатку, которой не было цены. Как
она была сложена! Ей бы стоять и стоять! Сломали и дом в 2009 году
на лес. Какой вид открывался с окон этого дома. А дом был настоящим
дворцом!
В Козловке находились чайная, пивная, трактир. Всё это принадлежало
торговцам Козловым. Отсюда и название - Козловка. Позднее в этих
зданиях открылись кинематограф, изба-читальня, двухклассная школа.
По селу протекает река Ассель. Река берёт
своё начало в Башкирии. Существует легенда об этом названии реки:
"Давным-давно жил богатый бай, храбрый джигит и охотник. У
него была красавица дочь Ассель. Она влюбилась в пастуха Альяна,
но отец не давал разрешения на свадьбу. От горя Ассель утопилась
в реке. А Альян взобрался на высокую гору и бросился в ту же реку.
С тех пор люди стали называть речку Ассель, а гору, расположенную
рядом, Альянкой.
В центре села находится мост через речку Ассель.
Он был построен в 1916 году наёмными рабочими, пленными турками
и немцами. Ходит легенда об истории возникновения моста: "До
строительства первого моста люди переправлялись через реку Ассель
вброд. Жителям долгое время никак не удавалось построить хороший
мост, так как все деревянные мосты разрушались ледоходом и наводнениями.
Это осложняло жизнь и торговлю петровчан, которые жили на разных
берегах реки. И тогда местные купцы решили построить большой бетонный
мост. Выбор места для строительства стал предметом долгих обсуждений
и споров. Каждый купец хотел, чтобы мост стоял как можно ближе к
его дому.
Разрешился вопрос случайно: в то время шли сильные дожди и люди
обратили внимание на появление волшебной радуги над рекой. Радугу
сочли небесным знамением. И именно на месте появления этой радуги
в 1916 году и был возведен мост.
От центра отходят Сладкая, Башманная, Базарная, Кузнечная улицы
и Козловка, а от неё Оторвановка.
Название улицы Башманной старинное. Когда-то там жили башмачники,
сапожники (сшитые в нашем селе сапоги покупались даже в Москве).
Отсюда и пошло название улицы. Также с промыслом связано и название
Кузнечной улицы. Когда-то, много лет назад, недалеко от больницы
стоял ряд кузниц.
Улица Козловка переходит в Оторвановку. Это странное название улица
получила во время строительства села. Само село строилось на казённой
земле, то есть государственной. А в Оторвановке люди селились на
помещичьих землях, были оторваны от основного села. О названии этой
улицы существует легенда: "Очень давно все жители нашего села
ездили в лес за дровами вместе. Но однажды жители этой части села
не приехали в срок в назначенное место. Все их долго ждали и, не
дождавшись, уехали без них, а когда приехали в лес, то увидели,
что они уже там. Их стали называть "оторванцами", а улицу
Оторвановкой."
К началу XX столетия село значительно
выросло. Оно делилось на два общества и имело 160 дворов и 1137
человек жителей. Кроме того, к этому времени от села отделилась
часть его жителей и на Ассельской пустоши обосновала хутора Николаевский
(15 дворов, 122 жителя) и Ново-Богодаровский (39 дворов, 244 жителя).
По речке Ассель застроились хутор Оторвановский (88 дворов, 386
жителей), хутор Киселев с одним домом (8 человек) и водяной мельницей
о двух поставах, хутор Петровский (34 двора, 155 жителей), хутор
Трубникова (1 двор, 25 жителей) и на реке Большой Ик обосновался
хутор Малькова в два дома с восемью жителями.
Большие перемены в селе произошли после Великой Октябрьской революции.
Крестьяне весной 1917 года отобрали и разделили между собой помещичью
землю. В гражданскую войну многие жители Петровского вступили в
местный партизанский отряд и сражались за Советскую власть. С освобождением
в 1919 году села от дутовцев и колчаковцев в сентябре была создана
партийная, а в октябре - комсомольская ячейки.
С весны 1922 года после решений всероссийской конференции комсомола
детская организация в Петровском стала называться пионерской. Это
был первый в районе пионерский отряд. Им руководили комсомольцы
Федор Лыткин, Петр Грызлов, затем Вера Сухарнова. Долгие годы на
пионерской, комсомольской, а затем и на партийной работе был Сергей
Варламов - один из первых пионерских вожатых в районе. Нередко видели
отряд Сергея Варламова шагающим по пыльным дорогам от села до села.
Впереди отряда шел плечистый крепыш - Боря-барабанщик. Под сыпучую
дробь барабана над полями разливались задорные звонкие пионерские
песни - то бодрая "Картошка", то звонкая и протяжная "Взвейтесь
кострами, синие ночи". А тот крепыш-барабанщик Боря - теперь
известный советский писатель Борис Сергеевич Бурлак, автор романов
"Рижский бастион", "Седьмой переход", "Граненое
время", 'Седая юность", "Левый фланг" и других
произведений.
С конца 1919-го по 1930-й год село являлось центром Петровского
района.
В годы Великой Отечественной войны многие жители села проявили ратные
подвиги на полях сражений и удостоены боевых наград. Уроженцу села
Супонину Дмитрию Владимировичу было присвоено звание Героя Советского
Союза. Здесь родился и жил кавалер Ордена Ленина Константин Васильевич
Снатенков, участник Великой Отечественной войны,участник парада
1985 года в честь 40- летия Победы. В городе Минске находится музей
220 стрелковой дивизии, где хранятся личное снаряжение (от пилотки
до сапог), благодарности Верховного главнокомандующего, благодарственное
письмо командующего Третьим Белорусским фронтом, медали, справки
о ранении и другие документы Снатенкова К. В. В Москве выпущена
книга о подвиге нашего земляка Константина Васильевича Снатенкова.
Уроженцами Петровского являются многие замечательные
люди. Среди них художник С.А. Варламов, поэт Ф.В. Кадыков, заслуженные
учителя РСФСР Е.К. Хаустова и П.П. Жвалов, заслуженные врачи республики
супруги Л.Л. и B.C. Чулковы и многие другие.
|
Этих писем пыльные собранья,
старых фотографий желтизна...
Отчего грустны воспоминанья? Оттого, что жизнь и впрямь грустна.
"Все здесь - луга с буйными травами, черноземная
степь, лес, озера, родники, ручьи и, наконец, река Большой Ик,
как нельзя лучше являло собой благодатный уголок земли. Он и сейчас
манит своим великолепием всех прохожих и проезжающих. Находится
он в пяти километрах северо-западнее села Петровского нашего района.
Веками, вплоть до появления здесь поселенцев, оставался в своей
первозданной красоте.
Однако, земли эти привольные имели своего хозяина - Дмитрия Кузьмича
Крашенинникова, человека известного в Оренбурге. Его владения
простирались от устья Большого Ика по его левобережью вплоть до
села Преображенского (теперь Зилаира в Башкортостане), в котором
находился известный Преображенский медеплавильный завод. Только
в послереформенное, связанное с отменой крепостного права в России
время, и стали заселяться земли, о которых идет рассказ.
Первой появилась деревня Богодаровка, за нею хутор Новобогодаровский,
деревня Богородская. В их истории много общего и общая у них судьба".
М. М. Чумаков.
|