Село Петровское  
 
Основателем села Петровского был отставной поручик Петр Дмитриевич Крашенинников, родословная которого прослеживается от знаменитого русского ученого и путешественника, автора бессмертной книги "Описание земли Камчатки...", сына солдата Преображенского полка Степана Петровича Крашенинникова. Владения П. Д. Крашенинникова наследовали его дети и внуки. Так от помещика Крашенинникова Петра Алексеевича земля перешла по наследству сыну Алексею Алексеевичу, уездному предводителю и кавалеру, создателю храма в селе Петровском. Родился Алексей Алексеевич в 1794 году, умер в 1844 году. Сохранилась его могильная плита у церкви. Из списка дворян землевладельцев Оренбургской губернии за 1861 год известно, что наследниками Алексея Алексеевича остались два его сына: Петр и Алексей. Петр Алексеевич служил попечителем девятого попечительства башкирского войска и имел в собственности 148 десятин леса и 1282 десятины пахотной земли при селе Петровском. У Петра Алексеевича было четверо детей: Мария, Александр, Пётр, Андрей. Второй сын Алексей Алексеевич имел в собственности 1336 десятин земли в районе села Петровского и служил уездным предводителем дворянства.
В дальнейшем, потомок Крашенинников Николай Алексеевич стал известным писателем драматургом. Произведения Н. А. Крашенинникова "К земле обетованной", "Невозвратное" посвящены неповторимым петровским землям, некогда принадлежащим его семье. Родом Крашенинниковы из Тамбовщины, отсюда и поселили они крестьян на берега небольшой речки Ассель, на привольные башкирские земли в 1780 году.
Первый обоз переселенцев прибыл на петров день (петровки), а поэтому и село стали называть Петровским, но долгое время оно было известно и как Крашенинниково.Улица села Петровского
Вокруг простирались плодородные земли, близко протекала река Большой Ик, по берегам которой имелись хорошие луга и лесные угодия. В окрестностях водилось достаточно всякой дичи. Сама природа способствовала экономическому развитию села. Но было и еще одно обстоятельство, обеспечившее быстрое становление села, - его расположение на границе Оренбургской и Уфимской губерний. Уже вскоре после основания в селе начали собираться по воскресным дням базары. С четверга по субботу на базар съезжались люди из различных городов и селений. Добирались на лошадях и на верблюдах. Здесь было 20 торговых точек, три ряда магазинов, три базара: продовольственный, конный и лесной. В продаже были мука, мясо, уголь, дёготь, крупный рогатый скот. На базары привозили фрукты и пряности из Средней Азии, рыбу с Аральского моря. Башкиры везли на базар жерди, доски, колеса, телеги, сани, кули с древесными углями, кадушки, корчаги с медом, сено...
А из-за Урала со степей Казахстана к селу подгонялись гурты скота, отары овец, косяки лошадей. В селе было десять скотопромышленников, которые, скупая скот, формировали гурты и отправляли в разные города России. Периодически в Петровском проводились и ярмарки. Петровское называли вторым Оренбургом.
Бурными, шумными были петровские торжища. Они-то и вызвали развитие в селе различных ремесел. И Петровское по праву стало славиться своими мастерами - жестянщиками, гончарами, шорниками, кожевниками, бондарями, столярами и иных дел умельцами. Открывались в селе разные мастерские, маслобойки, сыроварни и мыловарни. Здесь жили замечательные пивовары и квасники. Хлебопеки выпекали чудо-калачи. Ну, и торгаши процветали... Таким образом, Петровское стало крестьянско-ремесленно-купеческим селом.
Граница с Башкирией проходила по нашему селу. И многие зажиточные крестьяне скупали у башкир плодородные земли за бесценок, обменивая на сахар, чай, бусы. Улица села

В 1866 году в селе числилось 119 дворов с проживанием в них 295 человек мужского пола и 337 женского. Село было центром Петровской волости, в нем находилось волостное правление, работало 9 кожзаводов. Поблизости находилась деревня Ассель в 12 дворов, в которых проживало 30 мужчин и 34 женщины.

Хозяева села - помещики и купцы - для "просвещения" сельчан еще в 1843 году позаботились открыть церковь и лишь в 1884-м мужскую, а в 1885-м году женскую церковные приходские школы.
И даже при таком отношении к просвещению надо отметить, что Петровское во всей Оренбургской губернии было единственным культурным селом. Культурные, с либерально-демократическими взглядами потомки основателя села прививали местным крестьянам агрономические знания, открыли народный дом с библиотекой-читальней. В 1895 году был создан хор мальчиков из 150 человек. В1908 году открылась земская больница, а в 1915-м частная гимназия, в которой могли учиться не только дети местных помещиков, купцов и кулаков, но и дети крестьян. С конца прошлого века существовал в селе народный театр, показавший жителям села, а в базарные дни и приезжим пьесы русских и зарубежных драматургов.
Дом Крашенинниковых стоял на улице Козловка. Это был самый большой дом в селе. К сожалению, он не сохранился. На этом месте разрослись кусты сирени. Стоял здесь на бугре большой дом купца Варганова (бывший детский сад) с большой каменной конюшней. Дом несколько раз перепродавали. Не в те руки он попал! Сначала с трудом разрушили самую большую в селе варгановскую каменную палатку, которой не было цены. Как она была сложена! Ей бы стоять и стоять! Сломали и дом в 2009 году на лес. Какой вид открывался с окон этого дома. А дом был настоящим дворцом!
В Козловке находились чайная, пивная, трактир. Всё это принадлежало торговцам Козловым. Отсюда и название - Козловка. Позднее в этих зданиях открылись кинематограф, изба-читальня, двухклассная школа.
По селу протекает река Ассель. Река берёт своё начало в Башкирии. Существует легенда об этом названии реки: "Давным-давно жил богатый бай, храбрый джигит и охотник. У него была красавица дочь Ассель. Она влюбилась в пастуха Альяна, но отец не давал разрешения на свадьбу. От горя Ассель утопилась в реке. А Альян взобрался на высокую гору и бросился в ту же реку. С тех пор люди стали называть речку Ассель, а гору, расположенную рядом, Альянкой.
В центре села находится мост через речку Ассель. Он был построен в 1916 году наёмными рабочими, пленными турками и немцами. Ходит легенда об истории возникновения моста: "До строительства первого моста люди переправлялись через реку Ассель вброд. Жителям долгое время никак не удавалось построить хороший мост, так как все деревянные мосты разрушались ледоходом и наводнениями. Это осложняло жизнь и торговлю петровчан, которые жили на разных берегах реки. И тогда местные купцы решили построить большой бетонный мост. Выбор места для строительства стал предметом долгих обсуждений и споров. Каждый купец хотел, чтобы мост стоял как можно ближе к его дому.
Разрешился вопрос случайно: в то время шли сильные дожди и люди обратили внимание на появление волшебной радуги над рекой. Радугу сочли небесным знамением. И именно на месте появления этой радуги в 1916 году и был возведен мост. Мост через Ассель
От центра отходят Сладкая, Башманная, Базарная, Кузнечная улицы и Козловка, а от неё Оторвановка.
Название улицы Башманной старинное. Когда-то там жили башмачники, сапожники (сшитые в нашем селе сапоги покупались даже в Москве). Отсюда и пошло название улицы. Также с промыслом связано и название Кузнечной улицы. Когда-то, много лет назад, недалеко от больницы стоял ряд кузниц.
Улица Козловка переходит в Оторвановку. Это странное название улица получила во время строительства села. Само село строилось на казённой земле, то есть государственной. А в Оторвановке люди селились на помещичьих землях, были оторваны от основного села. О названии этой улицы существует легенда: "Очень давно все жители нашего села ездили в лес за дровами вместе. Но однажды жители этой части села не приехали в срок в назначенное место. Все их долго ждали и, не дождавшись, уехали без них, а когда приехали в лес, то увидели, что они уже там. Их стали называть "оторванцами", а улицу Оторвановкой."

К началу XX столетия село значительно выросло. Оно делилось на два общества и имело 160 дворов и 1137 человек жителей. Кроме того, к этому времени от села отделилась часть его жителей и на Ассельской пустоши обосновала хутора Николаевский (15 дворов, 122 жителя) и Ново-Богодаровский (39 дворов, 244 жителя). По речке Ассель застроились хутор Оторвановский (88 дворов, 386 жителей), хутор Киселев с одним домом (8 человек) и водяной мельницей о двух поставах, хутор Петровский (34 двора, 155 жителей), хутор Трубникова (1 двор, 25 жителей) и на реке Большой Ик обосновался хутор Малькова в два дома с восемью жителями.
Большие перемены в селе произошли после Великой Октябрьской революции. Крестьяне весной 1917 года отобрали и разделили между собой помещичью землю. В гражданскую войну многие жители Петровского вступили в местный партизанский отряд и сражались за Советскую власть. С освобождением в 1919 году села от дутовцев и колчаковцев в сентябре была создана партийная, а в октябре - комсомольская ячейки.
С весны 1922 года после решений всероссийской конференции комсомола детская организация в Петровском стала называться пионерской. Это был первый в районе пионерский отряд. Им руководили комсомольцы Федор Лыткин, Петр Грызлов, затем Вера Сухарнова. Долгие годы на пионерской, комсомольской, а затем и на партийной работе был Сергей Варламов - один из первых пионерских вожатых в районе. Нередко видели отряд Сергея Варламова шагающим по пыльным дорогам от села до села. Впереди отряда шел плечистый крепыш - Боря-барабанщик. Под сыпучую дробь барабана над полями разливались задорные звонкие пионерские песни - то бодрая "Картошка", то звонкая и протяжная "Взвейтесь кострами, синие ночи". А тот крепыш-барабанщик Боря - теперь известный советский писатель Борис Сергеевич Бурлак, автор романов "Рижский бастион", "Седьмой переход", "Граненое время", 'Седая юность", "Левый фланг" и других произведений.
С конца 1919-го по 1930-й год село являлось центром Петровского района.
В годы Великой Отечественной войны многие жители села проявили ратные подвиги на полях сражений и удостоены боевых наград. Уроженцу села Супонину Дмитрию Владимировичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Здесь родился и жил кавалер Ордена Ленина Константин Васильевич Снатенков, участник Великой Отечественной войны,участник парада 1985 года в честь 40- летия Победы. В городе Минске находится музей 220 стрелковой дивизии, где хранятся личное снаряжение (от пилотки до сапог), благодарности Верховного главнокомандующего, благодарственное письмо командующего Третьим Белорусским фронтом, медали, справки о ранении и другие документы Снатенкова К. В. В Москве выпущена книга о подвиге нашего земляка Константина Васильевича Снатенкова.

Уроженцами Петровского являются многие замечательные люди. Среди них художник С.А. Варламов, поэт Ф.В. Кадыков, заслуженные учителя РСФСР Е.К. Хаустова и П.П. Жвалов, заслуженные врачи республики супруги Л.Л. и B.C. Чулковы и многие другие.

Этих писем пыльные собранья,
старых фотографий желтизна...
Отчего грустны воспоминанья?
Оттого, что жизнь и впрямь грустна.

"Все здесь - луга с буйными травами, черноземная степь, лес, озера, родники, ручьи и, наконец, река Большой Ик, как нельзя лучше являло собой благодатный уголок земли. Он и сейчас манит своим великолепием всех прохожих и проезжающих. Находится он в пяти километрах северо-западнее села Петровского нашего района. Веками, вплоть до появления здесь поселенцев, оставался в своей первозданной красоте.
Однако, земли эти привольные имели своего хозяина - Дмитрия Кузьмича Крашенинникова, человека известного в Оренбурге. Его владения простирались от устья Большого Ика по его левобережью вплоть до села Преображенского (теперь Зилаира в Башкортостане), в котором находился известный Преображенский медеплавильный завод. Только в послереформенное, связанное с отменой крепостного права в России время, и стали заселяться земли, о которых идет рассказ.
Первой появилась деревня Богодаровка, за нею хутор Новобогодаровский, деревня Богородская. В их истории много общего и общая у них судьба". М. М. Чумаков.

Сайт Кривобок К. А.
 
Улицы села Петровского
 
Петровский детский дом
 
Музей "Истоки"
Hosted by uCoz